Комментариев нет Опубликовано

Панамский канал

Сразу после открытия обеих Америк многие мореплаватели пытались найти путь, соединяющий два океана – Атлантический и Тихий. Магеллан установил, что такой проход есть только на крайней оконечности южноамериканского континента. После его открытия поиски нового пути сообщения между двумя океанами, более удобного, менее удаленного и опасного, чем путь вокруг мыса Горн, продолжались с удвоенной силой, но не приносили успеха.

Испанский конкистадор Кортес в письме к императору Карлу V предложил прорыть канал в самом узком месте Американского континента. В 1520 г. появился первый проект. Его автором был Альваро Сааведра Седрон, который предложил рассечь перешеек в направлении к заливу Дарьей. Спустя 14 лет Карл V приказал начать работы по исследованию местности, хотя многие считали прокладку канала неосуществимой. Позднее Филипп II послал в Америку итальянского инженера Джана Баттисту Антонелли для более глубокого изучения проблемы, но Антонелли после тщательного исследования рельефа местности вернулся в Испанию с сообщением, что строительство невозможно.
Идея сооружения канала через Центральную Америку, и прежде всего через Панамский перешеек, вновь возникла в XVIII в. в связи с развитием капитализма и бурным ростом мировой торговли. Знаменитый французский социалист-утопист Сен-Симон и выдающийся немецкий географ Александр Гумбольдт выступили с проектами строительства межокеанского канала.

Вопрос о сооружении канала обсуждался руководителями латиноамериканских государств, только что завоевавших свою независимость. Симон Боливар еще в 1815 г. призывал к сооружению межокеанского канала совместными силами латиноамериканцев. В 1825 г. он поручил английским и шведским инженерам под руководством А. Гумбольдта провести изыскательские работы на Панамском перешейке.
В XIX в. между Великобританией и США развернулась ожесточенная борьба за влияние в Латинской Америке, и в частности за установление контроля над Панамским перешейком как территорией, через которую рано или поздно предстояло прорыть межокеанский канал. Великобритания, захватившая ряд островов в Вест-Индии, прилагала большие усилия, чтобы укрепиться в Центральной Америке и установить контроль над зоной будущего канала.
Не оставалась в стороне от этой борьбы и Франция. В 1838 г. правительство Новой Гранады предоставило право на сооружение канала смешанной франко-ново-гранадской компании. Французское правительство проявило большую заинтересованность в проекте. По поручению Парижа итальянский инженер Феличе Наполеоне Гарелла начал разработку предварительного проекта, который был опубликован в 1845 г. По его проекту надо было оборудовать канал шлюзами и до начала земельных работ построить железную дорогу. Несмотря на то что проект Гареллы не был осуществлен, идеи итальянского инженера легли в основу последующих разработок.

Соединенные Штаты Америки, включившись в середине XIX в. в борьбу за канал, добивались от Новой Гранады особых прав на эту территорию перешейка. В 1846 г. США заключили с Новой Гранадой так называемый Договор о мире, дружбе, торговле и мореплавании, по которому они получили право беспошлинного транзита через Панамский перешеек. Взамен правительство США обязалось гарантировать нейтралитет Панамского перешейка, способствовать сохранению суверенных прав Новой Гранады над перешейком, не допускать иностранной агрессии. На основе договора 1846 г. американские капиталисты при прямой поддержке своего правительства получили концессию на постройку железной дороги через Панамский перешеек.
«Владычица морей» Англия настороженно следила за действиями США в Панаме, и американское правительство не могло не считаться с могущественным соперником. Поэтому, прежде чем планы строительства межокеанского канала получили реальное воплощение, американская дипломатия сочла необходимым урегулировать отношения с Великобританией.

В результате длительной дипломатической борьбы в 1850 г. между Англией и США был заключен договор Клейтона-Бульвера о строительстве и обороне канала. По условиям договора, все межокеанские пути были открыты и для Англии, и для США; они обязались совместно гарантировать нейтралитет будущего канала, но, дабы оттеснить Англию, США настояли на том, чтобы остальным державам также была предоставлена возможность стать гарантами этого нейтралитета. США и Англия обязались не подчинять своему влиянию и не оккупировать какую-либо часть Центральной Америки.
8 то же время условия договора не позволяли Соединенным Штатам установить контроль над будущим каналом.
Заключив такое «перемирие» с Великобританией, США в том же 1850 г. начали, а в январе 1855 г. закончили строительство железной дороги протяженностью 77 км через Панамский перешеек. Она соединила города Колон (на карибском берегу) и Панаму (на тихоокеанском) .
В те годы Франция вновь стала проявлять усиленный интерес к идее строительства Панамского канала, особенно после того, как в 1869 г. был открыт Суэцкий канал.
В 1879 г. была создана французская «Всеобщая компания по строительству Панамского канала» под руководством знаменитого строителя Суэцкого канала Фердинанда Лессепса. Вскоре развернулись строительные работы бесшлюзового канала шириной 22 м и глубиной
9 м. К 1888 г. был выполнен значительный объем работ: выбрано свыше 30 млн. куб. м грунта, в том числе скального, но предстояло выбрать еще 75 млн. куб. м. В сейфах компании оставалось менее 100 млн. франков, а, по предварительной смете, для завершения работ требовалось более 800 млн.
Тем временем на строительстве разыгрывалась страшная человеческая трагедия: гибли тысячи рабочих, не только местных жителей, но и французов. В 1880 г. в Панаму, соблазненные высокими заработками, отправились 21 тыс. французов; домой вернулось менее 5 тыс. На строительстве канала погибло около 50 тыс. человек. Вскоре оказалось, что проект канала составлен неудачно, а финансовые дела компании в катастрофическом состоянии. С 1888 г. строительные работы фактически прекратились, и в 1893 г. разразился крупнейший в истории Франции скандал. Выяснилось, что финансовое руководство «Всеобщей компании» попало в руки кучки политических авантюристов и дельцов, дававших баснословные взятки членам правительства и депутатам парламента. В коррупции были замешаны 150 французских министров и парламентариев. Более 100 тыс. акционеров оказались разоренными. С тех пор слово «панама» стало означать всякую темную махинацию, аферу.

Главными причинами срыва строительства канала были коррупции и хищения, совершавшиеся лицами, возглавлявшими «Всеобщую компанию»; тем не менее немаловажную роль сыграли в этом деле и капиталисты США, распоряжавшиеся Панамской железной дорогой и саботировавшие деятельность французской компании. Лишь в сентябре 1894 г. вместо «Всеобщей компании» была создана французская «Новая компания Панамского канала», получившая от колумбийского правительства концессию сроком до 1900 г. Но дела компании непрерывно ухудшались, и она выхлопотала себе четырехлетнюю отсрочку. В 1902 г. собственность «Новой компании» перешла к акционерам США.

В поисках новых рынков, дополнительных источников сырья и сфер выгодного приложения капитала североамериканские монополисты стремились ускорить строительство канала, открытие которого значительно сократило бы расстояние между портами США и Дальнего Востока. Экспансионистские круги США рассматривали строительство Панамского канала как шаг к установлению мирового господства.
Для практического осуществления строительства Панамского канала США прежде всего необходимо было избавиться от некоторых статей договора Клейтона- Бульвера. Международная обстановка этому благоприятствовала. Опасаясь изоляции, Англия согласилась на пересмотр договора Клейтона – Бульвера. После упорной дипломатической борьбы 18 ноября 1901 г. был подписан договор Хэя – Паунсфота, знаменовавший полную победу США над Англией. Клейтон-бульверскйй договор был аннулирован. Англия отказывалась от всяких претензий на Панамский канал и признавала гегемонию США на Панамском перешейке. США получили возможность достроить канал, эксплуатировать его и управлять им, объявлялись единственным гарантом нейтралитета будущего канала. Согласно договору Хэя-Паунсфота, США добились права держать в зоне канала «военную полицию в количестве, необходимом для предотвращения беззакония и беспорядков».

В мае 1904 г., вскоре после подписания американо-панамского договора, строительство канала, столь неудачно начатое французской «Всеобщей компанией», возобновилось. Оно закончилось в середине 1914 г. 15 августа 1914 г. состоялось неофициальное открытие канала. Однако оползни и начавшаяся первая мировая война задержали введение его в строй. Официально канал был открыт лишь 12 июля 1920 г.
В строительстве канала в период с 1904 по 1920 г. участвовало 10 тыс. панамцев, 12 тыс. иностранных рабочих, доставленных из Испании, Италии, Греции, Франции и Германии, и более 27 тыс.- с Антильских островов (Барбадос, Мартиника, Гваделупа, Ямайка).

Длина канала по суше 65,2 км; вместе с подходными каналами, прорытыми в шельфе со стороны Тихого и Атлантического океанов, общая длина канала составляет 81,6 км. Минимальная глубина, при отливах, равняется 12,6 м.
Судно, входящее со стороны Атлантического океана, проходит через прокопанный на уровне моря отрезок канала (длиной 11,3 км, шириной 155,2 м и минимальной глубиной – при отливе – 12,6 м), ведущий к Гатун-ским шлюзам, первым из серии трех шлюзов, которыми оборудован канал. Гатунские шлюзы состоят из трех камер, каждая длиной 305 м, шириной 33,5 м. Шлюзы двойные, так что по ним могут проходить одновременно суда в обоих направлениях. Для экономии воды каждая из камер оборудована промежуточными воротами, при проходе небольших судов камеры перекрываются посредине, и вода из уже пройденной половины быстрее переливается в соседний шлюз. Проводят суда через шлюзы два электровоза по зубчатым рельсам, проложенным по той и другой стенке шлюза. Все операции по управлению механизмами осуществляются с центральной станции.
По Гатунским шлюзам корабль поднимается на 25,9 м до уровня Гатунского озера. Озеро это (площадь 424,76 кв. км) создано искусственно при постройке канала; река Чагрес была запружена частично насыпной, частично бетонной плотиной – одним из грандиознейших для своего времени инженерных сооружений. Длина плотины по гребню – 2,4 км, ширина ее у основания – около 330 м, в верхней части – около 30 м. Гребень плотины на 9 м выше уровня озера.
Покинув шлюзы, корабль движется своим ходом по каналу, проложенному на Гатунском озере. Ширина канала меняется от 300 до 150 м, а глубина – от 26 до 15 м. Фарватер не прям, а извилист, так как в значительной мере следует прежнему руслу реки Чагрес.

Пройдя около 38 км по Гатунскому озеру, корабль вступает в Кулебрскую выемку. Именно это место потребовало при постройке канала больше всего усилий, здесь было выбрано больше всего грунта. Неоднократные оползни в Кулебрской выемке как раз и были причиной задержки открытия и полноценного функционирования канала.

Русло Кулебрской выемки имеет ширину 91,5 м, глубину 13,7 м, длину 11 136 м. Оно проходит по водоразделу канала, извиваясь между крутыми склонами высоких холмов, возвышающихся на несколько десятков метров над проходящим судном.
У тихоокеанского конца Кулебрской выемки корабль минует одноступенчатые шлюзы Педро-Мигель, так же как и Гатунские, с двумя рядами камер. Через эти длинные (1152 м) шлюзы открывается проход в озеро Мирафлорес, расположенное на 9,5 м ниже Кулебрской выемки. Пройдя через озеро по фарватеру шириной 230 м, глубиной 15 м и длиной 1456 м, корабль достигает шлюзов Мирафлорес, состоящих из двух ступеней двойных шлюзов длиной 1456 м, с перепадом около 16,5 м (нижний уровень изменяется в зависимости от приливов и отливов Тихого океана). Шлюзы Мирафлорес – последние в Панамском канале.
Дальше корабль идет по проходу 12,8 км длиной, 152,5 м шириной и минимальной глубиной около 13 м.
Канал соединяет два порта: Кристобаль (часть порта Колон, находящаяся под юрисдикцией США) на Атлантическом побережье и Бальбоа на Тихоокеанском. Обычно для прохода судна через канал требуется 7-8, иногда до 10 часов. Обычная пропускная способность канала за сутки – 36 судов, максимальная – 48 судов.
В порту Кристобаль имеется 13 пирсов и доков; в Бальбоа – столько же, в том числе три сухих дока. Входы в канал защищены от бурь бетонными волнорезами.
Одновременно со строительством канала США укрепляли свои позиции в Панаме – как территориальные, так и политико-экономические. Форсированно шло освоение так называемой зоны канала. В 1912 г. США присоединили к зоне канала Гатунское озеро со всеми его островами и прибрежной полосой. Четыре года спустя Панама уступила США большую территорию по реке Чагрес, а в 1918 г. – территорию в 1267 га на Карибском побережье. В 1920 г. США захватили часть острова Тобаго. Расширение территории зоны канала продолжалось и в последующие годы.

Постепенно зона Панамского канала превратилась в государство в государстве, что тяжело отражается на всей жизни страны. Зона Панамского канала расположена в центральной части Панамы и проходит через всю республику от Тихого до Атлантического океана. Площадь ее – 1432 кв. км, ширина – 16,1 км. Всего в зоне проживают 45 200 человек. Большинство населения зоны составляют граждане США.

Зона разделена на два округа – Бальбоа и Кристобаль. Администрация зоны Панамского канала расположена в центре владения Бальбоа-Хайтсе (население 38 900 человек). Помимо гражданского населения в зоне постоянно находится сильный американский гарнизон. Проживать там разрешено только лицам, имеющим отношение к каналу. Зона Панамского канала управляется американским военным губернатором (назначается президентом США), который одновременно является президентом Компании Панамского канала, созданной для управления каналом. Законодательство зоны устанавливается военным министерством США. Общий контроль в зоне осуществляет командующий вооруженными силами.

Зона Панамского канала – крупнейший военный опорный пункт США в Карибском бассейне. Фактически хозяином канала является американская армия. Девять главных постов административной службы канала занимают военнослужащие.
Главная железная дорога Панамы длиной 77 км соединяет столицу и Колон через зону канала и пролегает вдоль канала. Колон как бы инкрустирован в зону Панамского канала. Он окружен кольцом американских военных баз, лагерей и складов. Даже полоса моря близ Колона находится под юрисдикцией США. По некоторым улицам Колона проходит разделительная полоса: левая сторона улицы принадлежит Панаме, правая – США. Вот уже более 70 лет Колон выполняет две функции: обеспечивает дешевую рабочую силу зоне Панамского канала и военным лагерям США и служит местом увеселения для американских солдат и моряков.
В зоне Панамского канала до последних лет существует расовая дискриминация. Администрация использует панамцев в основном на тяжелых, низкооплачиваемых работах. До 1968 г. за равный труд американский рабочий получал 19,2 бальбоа в день, а панамец – 2,88. Два шофера, выполняющие одинаковую работу на автомашинах одного типа, оплачивались по-разному: шофер-американец получал 2,8 бальбоа в час, а шофер-панамец – 0,8. Подсчитано, что за год каждый рабочий-панамец недополучал около 6 тыс. бальбоа. В сумме за все годы эксплуатации канала это составило несколько десятков миллионов долларов – весьма ощутимый урон для населения такой небольшой страны, как Панама. В настоящее время среди служащих заработок американца превышает в среднем вдвое зарплату панамца. Лишь после революции 1968 г. новое правительство стало контролировать выполнение условий договора 1955 г., по которому американские и панамские служащие должны получать равную плату за равный труд.

Однако дискриминация в оплате труда сохраняется. В 1976 г. администрация зоны под предлогом экономии намеревалась понизить заработную плату почти полутора тысячам панамских рабочих и служащих канала.
Со вступлением в эксплуатацию Панамского канала расстояние между Нью-Йорком и Гонолулу уменьшилось на 8 тыс. миль. Панамский канал приблизил также порты США на Тихом океане к Европе. Все это содействовало расширению и укреплению торговых связей. В то же время канал еще более закрепил за Соединенными Штатами господствующее положение в Карибском бассейне, усилил их военную мощь. Экономическое значение канала для США огромно, но там считают, что его подлинная функция – военно-стратегическая. Еще до окончания строительства канала в зоне были сооружены военные базы.

В связи с предположением, что Панамский канал в ближайшем будущем уже не сможет пропускать достаточное количество судов, с середины 60-х годов в США изучались четыре возможные трассы нового канала. Первый вариант предусматривал строительство нового канала на месте ныне существующего. Этот вариант считался самым дешевым.
15 февраля 1966 г. между США и Панамой было достигнуто соглашение об изыскательских работах в тропических джунглях восточной Панамы. Это вторая возможная трасса. Она проходит вдоль линии Сасарди – Морти на высоте 700 м над уровнем моря; строителям здесь пришлось бы пробиваться через непроходимую сельву провинции Дарьей. Предположительная длина будущего канала – минимум 96 км; стоимость строительства – 2,3 млрд. долларов. Этот маршрут привлекает американцев тем, что провинция Дарьей слабо заселена; это позволит применять атомные взрывы и, стало быть, сократить стоимость сооружения канала в 3 раза.
В 1966 г. правительство США договорилось с правительством Колумбии вести совместно изучение «возможности и желательности» строительства на северо-западе Колумбии канала на уровне моря.

Колумбийские и американские специалисты исследуют предполагаемый путь канала протяженностью 160 км. Строительство канала по этому третьему варианту, также с использованием атомных взрывов, обойдется в 1,5 млрд. долларов.
Наконец, четвертый проект предусматривал строительство нового канала вдоль границы двух государств Центральной Америки – Никарагуа и Коста-Рики.
Следовательно, было несколько вариантов трассы нового межокеанского канала. Однако эти переговоры не раз использовались США для того, чтобы заставить панамское правительство быть более сговорчивым. Американский журнал «Ньюс уик» прямо признавал: «По мнению некоторых обозревателей, рассуждения господина Джонсона о предполагаемом строительстве канала через Колумбию и Никарагуа преследуют одну цель: укрепить позицию Соединенных Штатов в переговорах с Панамой».
В настоящее время осталось только два возможных проекта. Первый – это реконструкция существующего канала, постройка третьей линии шлюзов рядом с уже действующими. Второй, предложенный комиссией сената США во главе с Р. Андерсоном,- это прокладка новой трассы в 10 милях к западу от канала. Преимущество последнего варианта в том, что старый канал не придется закрывать хотя бы на время, что неизбежно при осуществлении первого проекта.
Панамский канал продолжает оставаться одним из важнейших торговых путей, хотя после возобновления работы Суэцкого канала число крупных судов, прошедших через Панамский канал, уменьшилось на 6,2% (в 1974 г.- 13 822, а в 1975 г.- 12 965 океанских торговых судов).

В июле 1974 г. пошлина за проход судов по Панамскому каналу была увеличена на 20%. Согласно новому тарифу, установленному администрацией канала, владельцы грузовых и пассажирских судов теперь выплачивают по 1,08 доллара вместо прежних 90 центов за каждую тонну груза. В начале 1976 г. пошлины были вновь повышены на 4%. Канал служит постоянным источником обогащения для США. Ежегодный доход за проход судов через канал составляет около 100 млн. долларов; это примерно в 50 раз больше той ренты, которую Панама получает от США.
Зона Панамского канала превращена в опорный пункт Пентагона. Здесь расположены 14 американских военных баз, на которых размещено более 10 тыс. военнослужащих-сухопутные силы, ВМС, ВВС, морская пехота, а также примерно 6 тыс. гражданских служащих министерства обороны США.

Первым европейцем, увидевшим Панамский перешеек, был Родриго де Бастидас; в 1501 г. он совершил путешествие вдоль Атлантического побережья и вошел в залив Ураба. В следующем году, во время своего четвертого, и последнего, путешествия, достиг Панамского перешейка и Христофор Колумб. 2 ноября 1502 г. его корабли бросили якоря в очень живописном месте, которое он назвал Портобело (прекрасный порт). Затем, чтобы укрыться от шторма, Колумб ввел свои суда в устье панамской реки Белен, которую аборигены называли Кьебра, и основал здесь небольшую колонию – Санта-Мария-де-Белен.

В 1509 г. Испания назначила губернатором Панамы, которую она именовала тогда «Кастилья дель Оро» (золотая Кастилия), Диего де Никуэсу. Прибыв в залив Ураба, Никуэса начал колонизовать панамское побережье. В 1510 г. он основал город Номбре-де-Дьос (имя божье). В том же году экспедиция под руководством Фернандеса де Энсисо, в которой участвовал Васко Нуньес де Бальбоа, основала колонию Санта-Мария-Антигуа. Ловкий интриган, Бальбоа вскоре избавился и от Энсисы, и от Никуэсы и стал властителем всей Панамы. Задавшись целью проникнуть в глубь перешейка, он подкупил касика (вождя) индейцев. Его дочь стала любовницей Бальбоа. С их помощью, где силой, а где подкупом и обманом, Бальбоа покорил соседние индейские племена. Сын касика рассказал Бальбоа, что через перешеек можно выйти к другому морю. И вот 1 сентября 1513 г. экспедиция Бальбоа в составе 190 человек отплыла на бригантине и нескольких каноэ из Санта-Марии-Антигуа. Высадившись в наиболее удобном месте, отряды Бальбоа отправились через сельву, болота и реки перешейка.
25 сентября 1513 г. Бальбоа увидел Тихий океан, который он назвал Южным морем. Это открытие было сенсацией в Испании и во всей Европе. Тот факт, что будущая Панама оказалась узким перешейком, сыграл в ее судьбе огромную роль. Испанский король назначил новым губернатором колоний Педрариаса Давилу, который прибыл на 17 кораблях с полуторатысячной армией. То был самый тупой и жестокий правитель. Он сравнял с землей многие поселения индейцев. Именно ему принадлежали чудовищные слова: «Лучший индеец – это мертвый индеец». В 1515 г. Педрариас основал на Атлантическом побережье колонию Акла. «Акла поднялась на человеческих костях»,- пишет известный панамский историк Бонифасио Перейра Хименес.
15 августа 1519 г. на Тихоокеанском побережье был заложен поселок Панама, которому 15 сентября 1521 г. королевским указом был присвоен ранг города. Что касается названия города, провинции и страны – Панама, то удалось обнаружить пять версий. Согласно первой из них, «панама» – название дерева на языке одного из индейских племен. Согласно второй версии, Панама – имя главного касика перешейка; согласно третьей – скопление бабочек. На языке другого индейского племени «панама» значило «там, вдали». Наконец, пятая, и самая распространенная, версия гласит, что «панама» означает изобилие рыбы и что на месте, где вырос город Панама, некогда находилось одноименное селение индейцев-рыболовов.

В первой половине XVI в. от города была проложена дорога к побережью Карибского моря, где перевалочным центром стал Номбре-де-Дьос.
Уже тогда начали появляться проекты создания канала, который связал бы Атлантический и Тихий океаны. Судьба Панамы складывалась в прямой зависимости от ее стратегического положения как транзитного пути.
В 1584 г. (по другим данным – в 1597 г.) был заложен портовый город Портобело. Город-порт быстро разрастался и вскоре стал важнейшим портом Испании на Атлантическом побережье западного полушария. В Портобело появились каменные постройки, были воздвигнуты укрепления. Для того чтобы соединить Портобело с побережьем Тихого океана, с городом Панамой, были построены несколько дорог, в частности мощенная камнем
«королевская» дорога. В начале XVII в. Портобело превратился в крупнейший торговый центр, славившийся своими ярмарками. Сюда съезжались купцы со всех концов света. То была «эра процветания» Панамы. Обычно ярмарки длились более двух месяцев. Улицы и площади превращались в торговые ряды. На кораблях, стоявших в гавани Портобело, развевались флаги всех стран мира. Первая ярмарка в Портобело была открыта в 1606 г., последняя – в 1738 г.; 132 года длилась «эра процветания».

Панама приобрела для Испании важное стратегическое значение, так как через нее Испания осуществляла контроль над всей Центральной и Южной Америкой. Расположенная в сердце колониальных владений в Америке, Панама была узловым пунктом, через который шли золото, серебро, жемчуг и пр. из Южной, Центральной и Северной Америки. Одновременно она служила перевалочным пунктом для товаров, прибывавших из Европы.
Порт Панама был главным на тихоокеанском побережье испанской Америки. Туда стекались ценные колониальные товары, которые потом доставлялись по «королевской» дороге в Портобело, откуда перевозились в Испанию.
Панама часто подвергалась нападениям пиратов. Это вынуждало Испанию возводить в портовых городах военные укрепления, держать там большие гарнизоны. Торговля продолжала развиваться. Тысячи иностранцев, прибывавших на ярмарку в Портобело или просто проезжавших через перешеек, оседали в городах Панамы. В ущерб внутренним районам страны происходило бурное развитие городов вдоль транзитной дороги через перешеек.
К концу XVIII в. торговое значение Панамы сходит на нет: испанские корабли, чтобы миновать Антильские острова- прибежище пиратов, теперь шли за перуанским серебром и другими колониальными ценностями вокруг мыса Горн. Ущерб, вызванный изменением маршрута и прекращением ярмарок в Портобело, был огромен. В новых условиях стало возрастать значение внутренних районов Панамы. В тот период население Панамы не превышало 80 тыс. человек, и треть его экономически полностью зависела от использования перешейка в качестве транзитного пути.

Еще в XVI в., поскольку большая часть индейцев была истреблена, а оставшиеся гибли от непосильного труда, испанцы начали ввозить в Панаму негров. Они составляли основную долю домашних рабов, ремесленников, чернорабочих, гнули спины на плантациях сахарного тростника, бананов и кофе. Постепенно негры стали самой многочисленной частью самодеятельного сельского населения, в то время как в городах группировались белые и мулаты.
История Панамы периода испанского владычества изобилует массовыми восстаниями индейцев и негров. К сожалению, этот се аспект еще не исследован даже в самой Панаме. Между тем отрывочные сведения, собранные по крупицам из разных источников, свидетельствуют о большом размахе освободительной борьбы. Так, восстание, поднятое в 1549 г. неграми-рабами, длилось несколько лет; важная межокеанская дорога, соединяющая город Панаму с Номбрс-де-Дьос, контролировалась восставшими. В 1581 г. 300 беглых негров-рабов провозгласили «независимую республику». Двадцать лет – с 1617 по 1637 г.- продолжалось восстание индейцев племени бугебуге в районе залива Дарьен. Это племя не раз еще восставало в течение XVIII в., но восстания жестоко подавлялись.
Смешение различных этнических групп и различных культур привело к тому, что уже к XVIII в. в Панаме сложился характерный местный тип, где преобладали мулаты с примесью индейских черт.

По мере того как испанцы обосновывались в Панаме, возникла проблема обучения их детей. К началу XVII в. в городе Панаме имелись четыре мужских монастыря и один женский. В одном из этих монастырей в 1607 г. была создана первая начальная школа. Год спустя епископ Панамы Агустин де Карвахаль создал первую духовную семинарию, в которой в 1612 г. обучалось Мучеников. В 1671 г., после разграбления и уничтожения города Панамы пиратами, и эта чисто духовная система образования перестала существовать.
Позднее активную деятельность в области просвещения белого населения развернули иезуиты. Первый колледж был открыт ими в 1715 г. Первый нанамский университет в соответствии с королевским указом был учрежден 24 января 1750 г. и разместился в здании, специально построенном Орденом иезуитов. В 1767 г., после изгнания иезуитов из Панамы, как и изо всей Латинской Америки, система образования почти целиком перешла в руки приходских священников.

Первым европейцем, увидевшим Панамский перешеек, был Родриго де Бастидас; в 1501 г. он совершил путешествие вдоль Атлантического побережья и вошел в залив Ураба. В следующем году, во время своего четвертого, и последнего, путешествия, достиг Панамского перешейка и Христофор Колумб. 2 ноября 1502 г. его корабли бросили якоря в очень живописном месте, которое он назвал Портобело (прекрасный порт). Затем, чтобы укрыться от шторма, Колумб ввел свои суда в устье панамской реки Белен, которую аборигены называли Кьебра, и основал здесь небольшую колонию – Санта-Мария-де-Белен.
В 1509 г. Испания назначила губернатором Панамы, которую она именовала тогда «Кастилья дель Оро» (золотая Кастилия), Диего де Никуэсу. Прибыв в залив Ураба, Никуэса начал колонизовать панамское побережье. В 1510 г. он основал город Номбре-де-Дьос (имя божье). В том же году экспедиция под руководством Фернандеса де Энсисо, в которой участвовал Васко Нуньес де Бальбоа, основала колонию Санта-Мария-Антигуа. Ловкий интриган, Бальбоа вскоре избавился и от Энсисы, и от Никуэсы и стал властителем всей Панамы. Задавшись целью проникнуть в глубь перешейка, он подкупил касика (вождя) индейцев. Его дочь стала любовницей Бальбоа. С их помощью, где силой, а где подкупом и обманом, Бальбоа покорил соседние индейские племена. Сын касика рассказал Бальбоа, что через перешеек можно выйти к другому морю. И вот 1 сентября 1513 г. экспедиция Бальбоа в составе 190 человек отплыла на бригантине и нескольких каноэ из Санта-Марии-Антигуа. Высадившись в наиболее удобном месте, отряды Бальбоа отправились через сельву, болота и реки перешейка.
25 сентября 1513 г. Бальбоа увидел Тихий океан, который он назвал Южным морем. Это открытие было сенсацией в Испании и во всей Европе. Тот факт, что будущая Панама оказалась узким перешейком, сыграл в ее судьбе огромную роль. Испанский король назначил новым губернатором колоний Педрариаса Давилу, который прибыл на 17 кораблях с полуторатысячной армией. То был самый тупой и жестокий правитель. Он сравнял с землей многие поселения индейцев. Именно ему принадлежали чудовищные слова: «Лучший индеец – это мертвый индеец». В 1515 г. Педрариас основал на Атлантическом побережье колонию Акла. «Акла поднялась на человеческих костях»,- пишет известный панамский историк Бонифасио Перейра Хименес.
15 августа 1519 г. на Тихоокеанском побережье был заложен поселок Панама, которому 15 сентября 1521 г. королевским указом был присвоен ранг города. Что касается названия города, провинции и страны – Панама, то удалось обнаружить пять версий. Согласно первой из них, «панама» – название дерева на языке одного из индейских племен. Согласно второй версии, Панама – имя главного касика перешейка; согласно третьей – скопление бабочек. На языке другого индейского племени «панама» значило «там, вдали». Наконец, пятая, и самая распространенная, версия гласит, что «панама» означает изобилие рыбы и что на месте, где вырос город Панама, некогда находилось одноименное селение индейцев-рыболовов.
В первой половине XVI в. от города была проложена дорога к побережью Карибского моря, где перевалочным центром стал Номбре-де-Дьос.
Уже тогда начали появляться проекты создания канала, который связал бы Атлантический и Тихий океаны. Судьба Панамы складывалась в прямой зависимости от ее стратегического положения как транзитного пути.
В 1584 г. (по другим данным – в 1597 г.) был заложен портовый город Портобело. Город-порт быстро разрастался и вскоре стал важнейшим портом Испании на Атлантическом побережье западного полушария. В Портобело появились каменные постройки, были воздвигнуты укрепления. Для того чтобы соединить Портобело с побережьем Тихого океана, с городом Панамой, были построены несколько дорог, в частности мощенная камнем

«королевская» дорога. В начале XVII в. Портобело превратился в крупнейший торговый центр, славившийся своими ярмарками. Сюда съезжались купцы со всех концов света. То была «эра процветания» Панамы. Обычно ярмарки длились более двух месяцев. Улицы и площади превращались в торговые ряды. На кораблях, стоявших в гавани Портобело, развевались флаги всех стран мира. Первая ярмарка в Портобело была открыта в 1606 г., последняя – в 1738 г.; 132 года длилась «эра процветания».
Панама приобрела для Испании важное стратегическое значение, так как через нее Испания осуществляла контроль над всей Центральной и Южной Америкой. Расположенная в сердце колониальных владений в Америке, Панама была узловым пунктом, через который шли золото, серебро, жемчуг и пр. из Южной, Центральной и Северной Америки. Одновременно она служила перевалочным пунктом для товаров, прибывавших из Европы.

Порт Панама был главным на тихоокеанском побережье испанской Америки. Туда стекались ценные колониальные товары, которые потом доставлялись по «королевской» дороге в Портобело, откуда перевозились в Испанию.
Панама часто подвергалась нападениям пиратов. Это вынуждало Испанию возводить в портовых городах военные укрепления, держать там большие гарнизоны. Торговля продолжала развиваться. Тысячи иностранцев, прибывавших на ярмарку в Портобело или просто проезжавших через перешеек, оседали в городах Панамы. В ущерб внутренним районам страны происходило бурное развитие городов вдоль транзитной дороги через перешеек.
К концу XVIII в. торговое значение Панамы сходит на нет: испанские корабли, чтобы миновать Антильские острова- прибежище пиратов, теперь шли за перуанским серебром и другими колониальными ценностями вокруг мыса Горн. Ущерб, вызванный изменением маршрута и прекращением ярмарок в Портобело, был огромен. В новых условиях стало возрастать значение внутренних районов Панамы. В тот период население Панамы не превышало 80 тыс. человек, и треть его экономически полностью зависела от использования перешейка в качестве транзитного пути.

Еще в XVI в., поскольку большая часть индейцев была истреблена, а оставшиеся гибли от непосильного труда, испанцы начали ввозить в Панаму негров. Они составляли основную долю домашних рабов, ремесленников, чернорабочих, гнули спины на плантациях сахарного тростника, бананов и кофе. Постепенно негры стали самой многочисленной частью самодеятельного сельского населения, в то время как в городах группировались белые и мулаты.

История Панамы периода испанского владычества изобилует массовыми восстаниями индейцев и негров. К сожалению, этот се аспект еще не исследован даже в самой Панаме. Между тем отрывочные сведения, собранные по крупицам из разных источников, свидетельствуют о большом размахе освободительной борьбы. Так, восстание, поднятое в 1549 г. неграми-рабами, длилось несколько лет; важная межокеанская дорога, соединяющая город Панаму с Номбрс-де-Дьос, контролировалась восставшими. В 1581 г. 300 беглых негров-рабов провозгласили «независимую республику». Двадцать лет – с 1617 по 1637 г.- продолжалось восстание индейцев племени бугебуге в районе залива Дарьен. Это племя не раз еще восставало в течение XVIII в., но восстания жестоко подавлялись.
Смешение различных этнических групп и различных культур привело к тому, что уже к XVIII в. в Панаме сложился характерный местный тип, где преобладали мулаты с примесью индейских черт.
По мере того как испанцы обосновывались в Панаме, возникла проблема обучения их детей. К началу XVII в. в городе Панаме имелись четыре мужских монастыря и один женский. В одном из этих монастырей в 1607 г. была создана первая начальная школа. Год спустя епископ Панамы Агустин де Карвахаль создал первую духовную семинарию, в которой в 1612 г. обучалось Мучеников. В 1671 г., после разграбления и уничтожения города Панамы пиратами, и эта чисто духовная система образования перестала существовать.

Позднее активную деятельность в области просвещения белого населения развернули иезуиты. Первый колледж был открыт ими в 1715 г. Первый нанамский университет в соответствии с королевским указом был учрежден 24 января 1750 г. и разместился в здании, специально построенном Орденом иезуитов. В 1767 г., после изгнания иезуитов из Панамы, как и изо всей Латинской Америки, система образования почти целиком перешла в руки приходских священников.

Related Images:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*