Комментариев нет Опубликовано

Панама

Панама – небольшая страна Центральной Америки. Площадь ее территории – 75,55 тыс. кв. км (без зоны Панамского канала). Население- 1 718700 человек. В последнее десятилетие Панама находится в центре международных событий и привлекает внимание широких кругов мировой общественности.

Жизнь и борьба панамского народа протекают в исключительно сложных условиях. В самом сердце страны, з двух шагах от ее столицы и важнейших жизненных центров, находится зона Панамского канала, управляемая Соединенными Штатами по навязанному панамскому народу договору 1903 г. История Республики Панамы – это история непрекращающейся борьбы панамских патриотов за право быть хозяевами своей страны.
11 октября 1968 г. вооруженные силы Панамы – Национальная гвардия – совершили государственный переворот. Пришедшие к власти отстранили реакционную олигархию от управления государством. Переворот был направлен против крупной буржуазии, против империалистического грабежа – иными словами, совпадал с главным направлением борьбы трудящихся масс. В па-намском обществе начался процесс радикальных изменений, началась перегруппировка сил. Панамские демократы добиваются объединения всех антиимпериалистических сил, требуют ликвидации унизительного договора 1903 г., возвращения канала и прилегающей к нему территории народу.
Столица страны – город Панама. Законодательную власть осуществляют Национальное собрание народных представителей, избираемое прямым тайным голосованием каждые 6 лет, и национальный Законодательный совет, в состав которого входят: президент и вице-президент республики, председатель Национального собрания народных представителей, министры и члены Комиссии по законоположениям. Исполнительную власть возглавляют президент и вице-президент, избираемые Национальным собранием сроком на 6 лет без права переизбрания. В функции президента входит координирование деятельности государственного аппарата, обеспечение созывов заседаний Национального собрания, представление государства на официальных и протокольных церемониях.

Глава правительства имеет право назначать и увольнять членов кабинета министров и судебных органов, направлять экономическую, административную и социальную политику страны, контролировать ход выполнения всех заключенных правительством соглашений. Глава правительства также избирается Национальным собранием на шестилетний срок с правом баллотироваться на эту должность еще на два срока. Кроме того, он выполняет функции главнокомандующего Национальной гвардией и начальника генштаба.
Государственный флаг Панамы представляет собой четыре прямоугольника белого (левый верхний и правый нижний), красного (правый верхний) и синего (левый нижний) цвета с двумя пятиконечными звездами на белых прямоугольниках; звезда в левом верхнем прямоугольнике синего цвета, а в правом нижнем – красного.
Государственный герб Панамы – это щит, разделенный на пять частей. В его верхней части слева изображены скрещенные винтовка и сабля – символ готовности народа защищать родину с оружием в руках; справа вверху – скрещенные лопата и мотыга – символ труда; в центре – солнце, восходящее над Панамским каналом,- символ светлого будущего страны; в левой нижней части изображен рог изобилия – символ благоденствия; в правой нижней части – крылатое колесо – символ прогресса. Над щитом парит орел, в клюве которого лента с надписью: «На благо мира». Щит окаймлен национальным знаменем. Девять звезд над орлом символизируют девять провинций страны.

Это провинции: Панама – одна из крупных по территории (11,5 тыс. кв. км), самая населенная (около 580 тыс. человек) и наиболее экономически развитая, Бокас-дель-Торо (9 тыс. кв. км), Кокле (3,8 тыс. кв. км), Колон (7,2 тыс. кв. км), Чирики (9,5 тыс. кв. км), Дарьен (более 15 тыс. кв. км), Эррера (1,4 тыс. кв. км), Лос-Сантос (3,6 тыс. кв. км), Верагуас (12 тыс. кв. км).
Государственный язык – испанский, на нем говорят почти все панамцы. В крупных городах широко распространен английский язык.
Панама все еще остается аграрной страной с экспортным направлением сельского хозяйства и слаборазвитой промышленностью. Однако за годы, прошедшие со времени прихода к власти прогрессивного военного правительства, в экономике Панамы произошли некоторые сдвиги.

В настоящее время основная масса панамцев – люди смешанного испано-индейского, испано-негритянского, индейско-негритянского происхождения. Причем негритянский компонент в колониальное время был в основном африканского происхождения, а в послеколониальное – антильского. Метисы составляют сейчас 65-70% населения.
К моменту завоевания Панамы испанскими конкистадорами в начале XVI в. ее населяло несколько десятков индейских племен. Точных сведений о количестве индейского населения Панамы в то время нет; данные, приводимые учеными, колеблются от 300 тыс. до 2 млн. человек, но большинство современных историков и этнографов сходятся на том, что населявших перешеек индейцев было около 500 тыс. человек.
Крупнейших этнических групп индейцев в Панаме доколумбова и колониального периодов было три: куна, чоко и гуаймй. Группы эти в свою очередь состояли из множества мелких разноязычных племен. Большая часть их относится к языковой группе чибча. На границе с Колумбией, в районе Дарьей, имелось несколько карибских племен. Одни вели полуоседлый образ жизни и занимались в основном охотой и рыболовством, другие – примитивным земледелием. Мужчины расчищали участки для посевов, прочие работы выполняли женщины. Сажали главным образом юку и маниоку – в апреле, урожай собирали в сентябре – октябре.
Индейцы перешейка были большими умельцами. Они обрабатывали камень, кость, металлы, выплавляли золото и медь, ткали гамаки и сети, изготавливали музыкальные инструменты из металла, кости, керамики и кожи. Последние раскопки обнаружили отлично отшлифованные каменные колонны высотой до 6 м и диаметром до 76 см.
К какому периоду относится первое освоение территории Панамы, точно не установлено. Археологически Панама еще мало изучена. Среди некоторых ученых (Анхель Рубио, Герберт Спинден и др.) распространено мнение, согласно которому заселение перешейка происходило в основном в XII в., когда миграционная волна шла из Мексики в Центральную Америку.
Ко времени появления испанцев большая часть аборигенов еще не прошла стадии первобытнообщинного строя, а Испания уже почти покончила с феодализмом. Завоевание Панамы привело к образованию общества, резко разделенного на антагонистические классы.
Реакция этнических групп панамских индейцев на вторжение испанских завоевателей была различной. Индейцы чоко более или менее смирились. Индейцы куна покинули провинцию Дарьей – переселились на острова архипелага Сан-Блас. Индейцы гуайми оказали упорное сопротивление завоевателям.
В настоящее время индейское население Панамы не. очень многочисленно и этнически обособлено. Многие индейцы уже забыли свои племенные языки и говорят по-испански, но те индейцы, которые живут в малодоступных районах, сохраняют свой язык. Гуайми живут в горах и долинах провинций Бокас-дель-Торо, Чирики (особенно район Табасара) и Верагуас (район Каньясас). Куна населяют острова Сан-Блас и расположенную рядом прибрежную зону материка, бассейн рек Баяно и Чукунаке. Чоко расселены по рекам Чукунаке, Туи-ра и Самбу (провинция Дарьей).

Потомки негритянского населения колониального периода разбросаны по всей стране и составляют около 15% населения. В районе сельвы (восточная часть Панамы), на границе с Колумбией, живут потомки беглых негров. Они живут обособленной группой, занимаются сельским хозяйством, выращивают бананы. Негры, как и индейцы, до недавнего времени были самой бесправной
Особняком стоит в Панаме группа потомков антильских негров, которых насчитывается в настоящее время около 20 тыс. человек. Они появились в Панаме в 1850 г., когда началось строительство железной дороги; их труд использовали также американские фруктовые компании, обосновавшиеся в провинциях Чирики и Бокас-дель-Торо. Вторая волна антильских негров совпадает со строительством канала: американские администраторы охотно брали их на работу, потому что негры знали английский язык. Сейчас представителей этой группы можно встретить в зоне Панамского канала, в городах Панаме, Колоне, Бокас-дель-Торо, Пуэрто-Арму-эльес. По своей культуре, языку, религии антильские негры резко отличаются от негров – потомков рабов колониальной Панамы. Интеграция этой этнической группы началась лишь в последние годы: дети пошли в па-намские школы, взрослые начали принимать участие в политической жизни страны.
Белое население современной Панамы составляет около 150 тыс. человек (10% населения). Еще с колониальных времен белые играли ведущую роль в политической жизни страны, в их руках всегда находились основные рычаги экономики Панамы.
Имеются в Панаме иммигрантские группы сравнительно недавнего происхождения. Самая многочисленная – китайская. Китайцы в основном заняты на предприятиях торговли и промышленности.

Если в 1940 г. насчитывалось всего 622 576 панамцев, то в 1960 г. население страны составляло 1 075 054 человека, т. е. за 20 лет увеличилось почти вдвое.
За двадцатилетие (1940-1960 гг.) средний размер панамской семьи увеличился с четырех человек в 1940 г. до пяти человек в 1960 г. Количество семей, имеющих менее четырех членов,, уменьшилось с 51 до 40%., а количество семей с восемью членами и более возросло с 11 до 16%. Этот скачок объясняется двумя причинами: значительным повышением рождаемости и развитием после войны медицинской службы, сократившей смертность, особенно детскую.
В рассматриваемые годы иммиграция в Панаму была весьма незначительной. Обращает на себя внимание неодинаковый рост населения по провинциям, вызванный неравномерностью внутренней миграции и незначительным в целом по стране приростом индейского населения. Между тем индейское население в некоторых провинциях (Бокас-дель-Торо, Колон, Чирики) составляет большой процент.
Строительство Панамского канала и создание промышленных предприятий близ портов канала привели к высокой концентрации населения в двух городах – Панаме и Колоне – в результате миграции из внутренних районов страны.
Западная часть Панамы заселена гораздо плотнее, чем территория к востоку от канала; большинство населения группируется на Тихоокеанском побережье.

Средний доход на душу населения в Панаме – 929 долларов в год – один из самых высоких в Латинской Америке. Но эта средняя цифра не отражает фактического положения, так как разрыв между буржуазно-помещичьей и чиновничьей верхушкой, высокооплачиваемыми специалистами, с одной стороны, и крестьянами и городским пролетариатом – с другой, очень велик.
В настоящее время свыше 50% панамцев живут в городах.
Поразительно быстро за счет миграции и естественного прироста растет население столицы Панамы. В 1950 г. оно составляло 128 тыс., в 1960 г.- 273 тыс., а в 1976 г.- 415 790 человек, т. е. примерно треть населения страны. Здесь сосредоточено большинство предприятий панамской промышленности. Столица – важнейший транспортный узел страны. В Панаме находится единственный в стране университет (основан в 1935 г.). Население столицы за четыре с половиной века составили приезжие из разных концов света. Потомки испанцев и негров, европейские и азиатские иммигранты, североамериканцы образуют шумную толпу, заполняющую центральные улицы Панамы. На окраинах и в кварталах, где остались до сих пор бараки, служившие приютом еще в конце прошлого века для строителей канала, живут негры и мулаты – рабочие, мелкие торговцы, ремесленники. Единственно, кого нет в столице,- это индейцев, коренных жителей страны.
Второй по величине город Панамы – Колон (названный так в честь Колумба) – около 100 тыс. жителей. Основанный в 1852 г., он был в 1886 г. разрушен, но вскоре заново отстроен. Большая часть населения Колона – негры. В городе имеются небольшие промышленные предприятия. Колон как бы зажат со всех сторон зоной Панамского канала; его окружают военные объекты, военные базы США.

ЭКОНОМИКА ПАНАМЫ
Засилье иностранных монополий, главным образом американских,- такова определяющая особенность всей экономики Панамы.   Капиталовложения   американских компаний в Панаме росли быстро. Американский капитал безраздельно господствовал в сельском хозяйстве, промышленности, банковской системе; позиции его сильны и до сих пор. Производство электроэнергии, добыча минералов, разработка залежей урановой руды и другие отрасли национальной экономики находятся в руках североамериканских компаний.
«Юнайтед Брэнде», «Тексако», «Стандарт ойл оф Калифорния», «Чейз Манхэттен бэнк», «Ферст нэшнл сити бэнк оф Нью-Йорк», а также американские компании, скрывающиеся под панамскими вывесками,- энергетическая «Фуэрса и лус», банановая «Чирики лэнд компани» и др. – держали до конца 60-х годов в своих руках основные рычаги панамской экономики.
До начала 70-х годов американские монополии контролировали большую часть экспорта и импорта Панамы. В производстве бананов решающую роль играла американская «Чирики лэнд компани» (филиал «Юнайтед Брэнде»), которой до 1976 г. принадлежало более 80% банановых плантаций страны.
Засилье американских монополий в Панаме препятствовало развитию сельского хозяйства и промышленности в стране. До 70-х годов развитие экономики Панамы определялось запросами американских монополий и потребностями обслуживания зоны канала. В начале 70-х годов поставлена задача многостороннего развития хозяйства страны для возможно более полного обеспечения нужд народа.
Сельское хозяйство играет существенную роль в экономике Панамы.

Хотя за последние годы эта цифра несколько уменьшилась,   производство  сельскохозяйственной продукции возросло за счет интенсификации труда. Но техника земледелия во многих районах остается еще примитивной, широко применяется ручной труд. 80% урожая предназначается для внутреннего потребления, остальная продукция экспортируется.

В производстве риса ведущую роль играет провинция Чирики. Посадки маиса сосредоточены главным образом в провинции Лос-Сантос; там же самые большие посадки томатов. Сахарный тростник производится в наибольшем количестве в провинции Кокле и Эррера. Мед поставляют провинции Верагуас, Эррера и Лос-Сантос.
Плантационные культуры распределяются по провинциям так: Бокас-дель-Торо поставляет главным образом бананы и какао; Кокле – кофе, кокосы, апельсины; Колон – кокосы и тропические фрукты агуакате; Чирики – кофе, бананы, кокосы, агуакате, папайю, ананасы; Лос-Сантос – кокосы и агуакате; Панама – апельсины; Верагуас – агуакате.

Правительство поставило под контроль производство и сбыт сельскохозяйственной продукции; оно провело экспроприацию и национализацию некоторых латифундий. В большинстве случаев участки были розданы в пользование безземельным крестьянам.
Им была предоставлена земля, которую они могли получить либо в личную собственность, либо для коллективного пользования при сохранении ее в собственности государства. При этом поощрялось не дробление латифундий, а создание на их основе кооперативов – «асен-тамьенто». Они представляют собой экономические единицы, объединяющие каждая в среднем по 30 семей, совместно обрабатывающих землю, которую бесплатно, так же как и средства производства, предоставляет им государство. В стране уже насчитывается свыше 200 «асен-тамьенто». Государство распределило свыше 300 тыс. га земли и экспроприировало у иностранных и местных помещиков примерно такое же количество.
Кооперация – не единственная форма развития панамской деревни. Признано рациональным создавать государственные аграрно-индустриальные комплексы, предназначенные для переработки сельскохозяйственного сырья. Например, комплекс «Виктория» создан и успешно действует в провинции Верагуас. «Виктория» – это сахарный завод, имеющий собственные плантации сахарного тростника и потому не зависящий от поставщика; кроме того, он перерабатывает тростник, выращенный на землях крестьян, создавших кооператив при заводе.
Крупных заводов в Панаме нет, имеются лишь небольшие заводы и ремонтные мастерские. Промышленность сосредоточена в нескольких крупных городах и в основном представлена предприятиями пищевой, легкой, цементной промышленности.
На основе продукции сельского хозяйства и рыболовства в Панаме развиваются предприятия обрабатывающей промышленности, производящие главным образом кожевенное сырье, рыбий жир, алкогольные напитки, сигареты, рыбную муку, сухое молоко.
Наиболее значительные предприятия – сахарные и винные заводы, молокозаводы, электростанции. Самая развитая отрасль промышленности – пищевая, но она ограничивается переработкой сахара-сырца, производством табака, некоторых консервов, алкогольных напитков.
Гидроэнергетические ресурсы страны используются еще недостаточно. В среднем на одного панамца приходится 250 кВт-ч электроэнергии в год (в 22 раза меньше, чем в США).

Электроэнергетическая промышленность на 98% принадлежит государству, но распределение электроэнергии неравномерно: на центральные провинции – Панама и Колон – приходится 85%, а на северную провинцию Чирики – 8%. Сельские местности электроэнергией почти не снабжаются.
Одна из самых динамичных отраслей экономики – строительная промышленность.
Широко распространены кустарные промыслы. В стране свыше 7 тыс. мелких промышленных предприятий, на которых занято свыше 16 тыс. рабочих. В Панаме и Колоне находится половина этих предприятий. Они выделывают кожи, изготовляют мебель, деревянные изделия, керамику, металлические изделия, парфюмерию, чемоданы, прохладительные и алкогольные напитки.
Экономическое развитие Панамы в годы, последовавшие за приходом к власти в 1968 г. прогрессивного правительства, характеризуется ростом сельскохозяйственного и промышленного производства.
Бездорожье – одно из серьезных препятствий экономическому развитию страны – характерно для большей части страны. Железнодорожный транспорт Панамы развит слабо. Единственная железная дорога, пересекающая перешеек, проходит в зоне канала. От этой магистрали отходит несколько небольших веток. Вне зоны канала имеются еще две железнодорожные линии: Давид- Бокете и Давид – Пуэрто-Армуэльес. Обе линии принадлежат панамской компании «Феррокарриль насьональ де Чирики». Общая протяженность железных дорог Панамы не превышает 200 км.
Протяженность шоссейных дорог в 1973 г. составляла 7 тыс. км (из них 97 км в зоне канала), однако около 4 тыс.; км не имели никакого покрытия, и лишь 636 км имели бетонное, незначительная часть дорог имела асфальтовое и гравийное покрытие. Более половины общей протяженности дорог приходится на три провинции: Лос-Сантос, Чирики и Кокле. Основными автострадами страны являются три. Трансистмическое шоссе соединяет Колон и Панаму. На запад от города Панама отходит Национальное шоссе, связывающее столицу с Ла-Чор-рерой, Пенономе, Агуадальсе, Сантьяго, Соной и Давидом. Оно является частью Панамериканского шоссе, которое проходит по территории Панамы от костарикан-ской границы и обрывается западнее столицы. Таким образом, сухопутного сообщения с Колумбией Панама в настоящее время не имеет. Центральное шоссе пролегло по северной части и восточному побережью полуострова Асуэро.
В 1973 г. в Панаме насчитывалось около 92 тыс. автомобилей; при этом примерно 65% всего автопарка приходилось на провинцию Панама.
Внутренний авиатранспорт в какой-то степени восполняет недостаточное развитие железных и шоссейных дорог. Страна является узлом международных воздушных путей, т. е. расположена на стыке Северной и Южной Америки, и удобна не только в межамериканских связях, но и в воздушных связях американских стран с Европой и Азией. Более чем в двадцати направлениях идут воздушные линии от Панамы. В стране действуют пять авиакомпаний, международный аэропорт Токумен (в 30 км к северо-востоку от столицы).
Справочники утверждают, что панамский торговый флот занимает по количеству судов пятое место в капиталистическом мире. Действительно, к портам Панамы было приписано 179 танкеров и 917 других судов общим водоизмещением 5 398 тыс. т. Можно подумать, что страна – крупная морская держава. Но это не так. Пароходным компаниям ряда империалистических государств, и прежде всего США, выгодно приписывать свои суда к портам маленькой Панамы. Там до начала 70-х годов не существовало трудового законодательства для моряков. Даже с введением нового трудового кодекса судовладельцы остаются в выгодном положении, так как платят меньший, чем в других странах, налог.
В стране в 1972 г. имелось 496 панамских судов прибрежного плавания общим тоннажем 27 тыс. т, в том числе 360 рыболовных, 70 пассажирско-грузовых, 44 грузовых и 22 прочего назначения (сторожевые катера, прогулочные яхты и т. д.). Среди портов, следует отметить Кристобаль и Бальбоа (в пределах зоны), а также Пуэрто-Армуэльес и Бокас-дель-Торо.
Ввиду слабого экономического развития Панама вынуждена ввозить не только машины, оборудование и промышленные изделия, но и продовольствие, а также предметы широкого потребления.
Основные продукты панамского экспорта – бананы, нефтепродукты и креветки. Импорт традиционно превалирует над экспортом.
Основными покупателями и главными поставщиками остаются Соединенные Штаты, продавшие в 1973 г. Панаме товаров на 152,5 млн. долларов и закупившие на 56 млн. долларов. Панама торгует и с Канадой, ФРГ, Японией. В последнее время несколько расширяются торговые связи Панамы с другими странами Латинской Америки. В 1973 г. импорт из стран Центральноамериканского «Общего рынка» составил 4% общего импорта, а экспорт в эти страны – 6%. В 1976 г. во время визита О. Торрихоса на Кубу была достигнута договоренность о скором заключении договоров о торговом и культурном сотрудничестве между двумя странами. Революционное правительство предпринимает сейчас большие усилия для повышения доли экспорта в торговом балансе, борясь за интенсификацию сельского хозяйства и больший ассортимент производимых сельскохозяйственных культур.

Формально денежной единицей Панамы является бальбоа (1 бальбоа равен 1 американскому доллару), но, по соглашению 1904 г., заключенному с США, республика лишена права пускать в обращение собственные банкноты; в обращении находятся только бальбоа в виде монеты и долларовые банкноты.
Доходы государства складываются в основном из подоходного налога, налога на импорт и отчислений за канал. Расходы после 1968 г. начали резко возрастать в связи с правительственной политикой ускоренного развития государственного сектора.

С приходом к власти военного правительства было покончено с процветавшей в стране валютной спекуляцией: ее пресек декрет от 2 июля 1970 г., учредивший Национальную комиссию по делам банков. Тогда же под контроль правительства перешли и финансовые операции за пределами страны. Ими ныне ведает Национальная комиссия по ценным бумагам, регулирующая торговлю облигациями и акциями.

Банковский капитал играет важную роль в экономической жизни страны. Панама в настоящее время по существу превратилась в региональный центр международного банковского капитала.

бальбоа, причем 7з этой суммы должна быть выделена из государственных средств. 33% всех средств ассигнуются на строительство дорог и аэропортов, 15%-на сооружение новых и модернизацию старых морских портов. Строительство участка Панамериканского шоссе длиной 320 км – один из важных объектов пятилетнего плана. Новая дорога соединит город Баяно (в 80 км к западу от столицы) с Колумбией. Строительство финансируется Межамериканским банком развития.
За годы, прошедшие с момента прихода к власти правительства, возглавляемого О. Торрихосом, в жизни панамского народа произошли значительные изменения. Правительство предприняло шаги, направленные на укрепление национального суверенитета и проведение позитивных социально-экономических преобразований. Широкую поддержку народных масс получили такие мероприятия правительства, как реформа трудового законодательства, демократизация системы образования, развитие здравоохранения, аграрная и налоговая реформы.

Большие успехи достигнуты правительством Панамы в борьбе с одним из тяжелейших наследий прошлого- массовой неграмотностью. Достаточно сказать, что  треть жителей страны не умели ни читать, ни писать. Сейчас обучением охвачено 96,4% детей школьного возраста, открываются школы для взрослых. Демократизирована система высшего образования: снижена плата за обучение в университетах и увеличено число мест в них; в университетские аудитории получили доступ выходцы из рабочих и крестьян. Пятая часть средств государственного бюджета идет на образование.

В Панаме многое делается для развития здравоохранения. Медицинское обслуживание рабочих и служащих государственных учреждений бесплатное. Однако до сих пор медицинские учреждения сосредоточены преимущественно в крупных городах. Расширяется сеть районных больниц и поликлиник для обеспечения медицинским обслуживанием всех граждан страны.

Молодая Панамская республика, родившаяся 3 ноября 1903 г., была по существу беззащитна: ни боеспособной армии, ни отрядов добровольцев, ни органов власти на местах. Центральная хунта, возглавлявшаяся представителями панамской олигархии и оторванная от народа, вела тайные переговоры с правительством США.
С необычайной поспешностью США признали новую республику и навязали правительству Панамы договор от 18 ноября 1903 г., давший им возможность беспрепятственно строить канал. От имени США договор подписал государственный секретарь Хэй, а от имени Панамы – посланник Бюно-Варилья.

По этому договору Панама предоставила право Соединенным Штатам строить и впоследствии эксплуатировать межокеанский канал в так называемой зоне канала – полосе земли, равной 1432 кв. км, шириной 16 км, проходящей через всю территорию Панамы. Для охраны канала и вспомогательных сооружений США получили возможность использовать свои вооруженные силы. Им было также предоставлено право контролировать санитарные работы и «поддерживать порядок» в Панаме и Колоне – иными словами, они могли теперь вмешиваться в жизнь этих городов. Статья V договора предусматривала «постоянную монополию США… на все коммуникации в виде каналов или железных дорог, проходящих через территорию Панамы». Самому правительству Панамы запрещалось строить на панамской территории каналы и железные дороги, которые соединяли бы два океана. За полученные привилегии США обязались заплатить Панаме, как прежде Колумбии, сразу после ратификации договора 10 млн. долларов, а через 9 лет после ратификации – ежегодно выплачивать 250 тыс. долларов.
Видный мексиканский публицист и общественный деятель  Висенте Саенс  так  охарактеризовал договор 1903    г.: «Договор состоит из 26 статей, которые нельзя
читать без боли и негодования. На каждой фразе лежит печать безудержной алчности и стремления поработить народы Карибского бассейна. Этот договор  – удар в самое сердце Америки».

Панама оказалась разрезанной на две части. Единство территории, экономики, культуры оказалось нарушенным. В зоне канала обосновались чужеземцы – люди со своими интересами, со своим жизненным укладом, со своими обычаями, психическим складом, люди, говорящие на другом языке.
Молодая республика по вине правящей клики оказалась в бедственном положении. «Объективно,- пишет видный панамский ученый и политический деятель Сесар де Леон,- наша страна превратилась в протекторат, в полуколонию. Договор 1903 г., известный под названием договора Хэя – Бюно-Варильи,- самое дикое, абсурдное и постыдное соглашение, когда-либо заключенное двумя странами».
Едва  договор 1903 г.  вступил в силу   (26 февраля 1904    г.), как между Панамой и США возникли серьезные разногласия, связанные с правом владения территорией, по которой должен был пройти канал.
Монополии США при поддержке американского правительства начали «осваивать» новую республику. Зависимое положение Панамы закреплялось ее конституцией, принятой 13 февраля 1904 г.: в нее была включена 136-я статья, скопированная с договора Хэя – Бюно-Варильи. На основании этой статьи США имели право применять силу для «поддержания порядка» в республике. Вмешательство Соединенных Штатов было столь откровенным, что, например, президентские выборы 1908, 1912, 1918 гг. в Панаме проходили под наблюдением официальных представителей Соединенных Штатов. В 1918 г. США оккупировали города Панаму и Колон «для наблюдения за порядком». Под предлогом защиты американских граждан США оккупировали с 1918 по 1920 г. провинцию Чирики. «По совету» североамериканской администрации была ликвидирована панамская армия – ее заменила полиция. Панамский народ, однако, не мог смириться с ущемлением своего суверенитета, что было одной из причин, заставлявших правящие круги Панамы вновь поднимать вопрос о пересмотре договора 1903 г.

Чтобы несколько ослабить антиамериканские настроения, США обещали «пойти навстречу» настойчивым требованиям панамской общественности заключить с Панамой новый договор, устранив статьи, унижающие национальное достоинство панамцев.
В 1925 г. выступления рабочего класса, народных масс, требовавших улучшения экономического положения, приняли такой размах, что в октябре 1925 г. панам-ское правительство обратилось к США с просьбой прислать войска. Американские вооруженные силы оккупировали города Панаму и Колон. Начались репрессии. Октябрьские события 1925 г. привели к росту самосознания трудящихся, подняли на новую ступень социальную борьбу в стране. В те памятные дни была создана Рабочая партия, объединившая передовых людей различных убеждений.
Мировой экономический кризис тяжело отразился на экономике Панамы и еще больше обострил ее отношения с США. В 1933 г. государственный долг Панамы превысил 19 млн. долларов. В конце 20-х-начале 30-х годов наблюдалось оживление в политической жизни страны. В 1928 г. в Панаме были созданы первые профцентры классовых профсоюзов. В мае 1929 г. представители Панамы участвовали в Первом латиноамериканском конгрессе революционных профсоюзов. Отдельные коммунистические группы, существовавшие в стране в 20-х годах, 4 апреля 1930 г. объединились в коммунистическую партию (теперь Народная партия Панамы).

Под давлением народных масс президент Панамы Армодио Ариас отправился в 1933 г. в Вашингтон для переговоров о канале с Франклином Рузвельтом, в середине 1934 г. Рузвельт побывал с ответным визитом в Панаме. Новый договор был подписан 2 марта 1936 г. США более не выступали в качестве «гаранта независимости» Панамы. В связи с обесценением доллара ежегодная рента, выплачивавшаяся Соединенными Штатами Панаме, была увеличена с 250 тыс. до 430 тыс. долларов.
В статье VI нового договора США делали еще некоторые «уступки» Панаме: отменялось право США «поддерживать общественный порядок» в городах Панаме и Колоне и на прилегающих к ним территориях. Однако за США по-прежнему сохранялось право распоряжаться в зоне канала, что ущемляло суверенитет Панамы. Более того, соглашение 1936 г. узаконило юридические основы договора 1903 г. В договор была включена специальная статья, которая давала Соединенным Штатам возможность в любой момент ввести свои войска на территорию зоны канала для «предупредительных и защитных мер». Факты очень скоро показали, какую опасность для Панамы таила в себе эта статья. Панама ратифицировала договор в декабре 1936 г., а США затянули ратификацию до 1939 г., пока не вынудили Панаму признать за США право вводить войска на ее территорию (при «чрезвычайных обстоятельствах») без разрешения панамского правительства и взаимных консультаций.

В июне 1940 г. посол США в Панаме посетил министра иностранных дел и потребовал – якобы в интересах обороны Панамского канала – предоставления США новых участков земли для сооружения военных баз и права на пользование панамскими водами в течение 90 лет, а также распространения на эту территорию юрисдикции Соединенных Штатов. Правительство Панамы согласилось удовлетворить требования США на следующих условиях: новые участки предоставляются лишь на время военных действий, Панама полностью сохраняет свой суверенитет, а США предоставляют ей соответствующую компенсацию. США не согласились удовлетворить законные требования правительства Панамы, и североамериканская пропаганда начала усиленно обвинять панамского президента Арнульфо Ариаса в поддержке фашистской Германии, во враждебном отношении к США. 9 октября 1941 г. США организовали государственный переворот: Арнульфо Ариас был заменен ставленником другой олигархической группы Ла Гуардией, после чего переговоры пошли быстрее. 18 мая 1942 г. было подписано соглашение, по которому Панама передала в аренду США 15 тыс. га для строительства военно-стратегических баз. США обязались возвратить Панаме арендованную территорию через год после окончания войны. Однако США впоследствии не выполнили этого обещания.

Вторая мировая война в известном смысле способствовала экономическому развитию Панамы! почти свелась на нет конкуренция иностранных товаров, резко сократился импорт и отечественная промышленность должна была сама удовлетворять спрос.
По окончании второй мировой войны, в 1946–1947 гг., по стране прокатилась волна массовых демонстраций. Панамский народ требовал, чтобы США покинули военные базы, построенные ими, по соглашению 1942 г., на время войны. Но панамская олигархия пошла на сделку с североамериканскими милитаристами. 10 декабря 1947 г. было подписано соглашение Филоса- Хайнса, на основе которого США получили 14 участков для военных баз и право контроля над всеми дорогами Панамы.

Соглашение Филоса-Хайнса вызвало глубокое возмущение панамского народа. Федерация студентов Панамы организовала массовые демонстрации; тысячи панамцев направились с протестом к зданию, где заседало Национальное собрание. Полиция расстреляла демонстрантов, десятки людей были ранены. Но перепугавшиеся законодатели вынуждены были 22 декабря 1947 г. отказаться от соглашения Филоса-Хайнса. Панамский народ одержал большую победу.
В 1952 г. президентом Панамы был избран начальник полиции полковник Хосе Антонио Ремон Кантера. Его победе на выборах способствовал демагогический прием: учитывая настроения народных масс, Ремон требовал пересмотра ненавистного договора с США. Следует отметить, что, став президентом, он действительно приступил к переговорам с США об изменении договора 1903 г. Одновременно приход Ремона к власти привел к усилению репрессий и милитаризма.
Президент Ремон, лично участвовавший в пересмотре договора 1903 г., накануне заключения нового договора, 2 января 1955 г., был убит.

25 января 1955 г. США и Панама подписали новый договор, по которому США вместо 430 тыс. долларов в год обязались платить Панаме ежегодно 1 930 тыс. долларов.
Основные положения нового договора сводились к следующему: Панама получила право взимать налоги с лиц панамской национальности, работающих в зоне Панамского канала, и с иностранцев (несевероамериканцев), проживающих на территории, находящейся под юрисдикцией Панамы; Панаме были возвращены некоторые земли, купленные ранее Компанией Панамского канала; была изменена также пограничная линия между Колоном и зоной канала; потеряла силу статья договора, на основании которой США имели монопольное право на строительство железных и шоссейных дорог на перешейке; правительство США обязалось установить единую шкалу заработной платы для всех служащих в зоне канала, будь то североамериканцы или панамцы (на практике это не было осуществлено); Панама предоставила США право построить на панамской территории в Рио-Ато военную базу и бесплатно пользоваться ею в течение 15 лет.

Таким образом, ценой увеличения арендной платы за эксплуатацию зоны Панамского канала США фактически добились того, что сохранили за собой многие права и привилегии и ограничились лишь туманными обещаниями о пересмотре отдельных статей в будущем.

В политической и экономической жизни Панамы после второй мировой войны ключевые позиции занимали 20 семейств крупных землевладельцев, промышленников, связанных с американскими монополиями.
С 1952 по 1960 г. у власти находилась Национально-патриотическая коалиция – блок реакционных партий, выражавший интересы торгово-промышленной буржуазии. На выборах 1960 г. победил блок четырех партий, называвших себя «оппозиционными». Во главе блока стояла Национально-либеральная партия, выражавшая интересы помещиков и крупной буржуазии, связанной с США. Президент Панамы в 1960-1964 гг. «оппозиционер» Роберто Чиари – мультимиллионер, сахаропромышленник и скотопромышленник, владелец нескольких панамских газет и радиостанций.

По существу главы панамской олигархии занимали государственные посты по наследству. Например, тот же Роберто Чиари – сын бывшего президента республики Родольфо Чиари и племянник бывшего президента Ремона. Министр внутренних дел и юстиции в правительстве Роберто Чиари Марко Роблес – сын бывшего министра внутренних дел и юстиции.
В качестве важнейшего пункта избирательной программы Роберто Чиари выдвинул требование о пересмотре договора с США. Панамский миллионер действовал в соответствии с принципом, который весьма четко  сформулировали  авторы  книги  «Народ Панамы» американцы Джон и Дэвис Бисансы: «Панамцу ни за что не сделать политической карьеры, если он будет занимать открыто проамериканскую позицию».

Выборы в Панаме  – политическая игра, в которой участвовали одни и те же партнеры. Абсентизм на выборах среди избирателей-трудящихся достигал 60%. Широко применялись приемы запугивания избирателей, агенты правящих кругов составляли фиктивные списки избирателей, не допускали некоторых граждан к кабинам для голосования, похищали избирательные урны, запугивали чиновников, подсчитывавших голоса.

Вот как английская газета «Санди тайме» описывала выборы в Панаме: «Голоса покупаются и продаются совершенно открыто; существуют даже своего рода оптовые торговцы этим своеобразным «товаром». В городе Панаме голос расценивается в пять долларов, а в сельской местности его можно приобрести, скажем, за пару брюк или небольшой мешочек риса».

Конец 50-х и 60-е годы отмечены в Панаме резким усилением национально-освободительной борьбы за подлинный суверенитет. Большое влияние на народные массы Панамы оказала кубинская революция. В 1959 г. состоялся «голодный поход» из Колона в Панаму, в котором участвовали тысячи рабочих и безработных. В том же году произошло выступление студентов против правительства, поддержанное населением; вооруженное восстание в Верагуасе против репрессий правительства. С 1960 г. острый характер приняли выступления народных масс: усилилась борьба за университетскую реформу, борьба крестьян за землю приняла форму самовольного захвата земель. Учитывая сложившуюся в стране ситуацию, IX расширенный Пленум ЦК Народной партии Панамы, собравшийся нелегально в 1962 г., призвал народ к борьбе против олигархического режима, за установление народной демократической власти.

Оценивая положение в стране, следует иметь в виду, что, хотя панамская олигархия и американский империализм выступали единым фронтом против народа, у них имелись серьезные противоречия. Панамская олигархия мечтала об увеличении своих прибылей от Панамского канала, о расширении американских закупок в Панаме, о более выгодных условиях конкурентной борьбы с торговыми предприятиями зоны канала. Она не возражала и против увеличения зарплаты панамцам, работавшим в зоне канала. Вот почему панамские правящие круги так часто обращались к Соединенным Штатам с просьбой пересмотреть американскую политику в отношении Панамы. Но требования национализации канала, передачи его Панаме почти никогда не шли дальше предвыборных лозунгов или дипломатических демаршей.

Империалистам США удалось затруднить формирование панамской нации, но они не смогли остановить бурного процесса ее становления, роста самосознания панамского народа. Сопротивление масс экономическому и политическому диктату Соединенных Штатов особенно активизировалось за последние 20 лет. В борьбе панамцев за национальное достоинство особое место заняли январские события 1964 г. 9 января 1964 г. студенты, рабочие, школьники прошли по улицам столицы. Одним из главных лозунгов демонстрантов было требование уважать суверенитет Панамы, ее право распоряжаться землями, по которым проходит канал. Несколько демонстрантов проникли на территорию зоны канала и пытались поднять там национальный флаг. Несмотря на то что демонстрация состояла из мирных, невооруженных людей, 10 января командование войск США объявило в зоне канала осадное положение и бросило против демонстрантов армию и полицию. Итог – 500 раненых, 21 убит. Похороны жертв расстрела вылились в мощную демонстрацию единства панамского народа. В них приняло участие более 200 тыс. человек. По единодушному требованию панамского народа правительство Панамы разорвало дипломатические отношения с США и обратилось в Совет Безопасности ООН с требованием оградить страну от агрессии США.

Январские события 1964 г. вызвали волну возмущения во всем мире. Вашингтон вынужден был перейти к тактике маневрирования. Панамская соглашательская буржуазия, напуганная размахом народного движения протеста, пошла на сговор с империалистами. Уже в апреле 1964 г. дипломатические отношения с Соединенными Штатами были восстановлены. Но январские события показали, что панамский народ превратился в силу, с которой уже нельзя не считаться. Именно это заставило Вашингтон еще раз пойти на переговоры с Панамой о пересмотре договора 1903 г.
Однако начало переговоров не последовало сразу же после возобновления дипломатических отношений: Панаме предстояла очередная избирательная кампания, и Вашингтон решил подождать исхода выборов. На президентских выборах в мае 1964 г. победил Марко Аурелио Роблес – типичный представитель панамской олигархии.

В соответствии с панамской конституцией новый президент приступил к исполнению обязанностей 1 октября 1964 г. 18 декабря 1964 г. президент Джонсон заявил, что Соединенные Штаты готовы начать переговоры о заключении договора о новом Панамском канале, поскольку существующий канал устарел. Действительно, нынешний Панамский канал имеет громоздкую систему шлюзов и не пропускает современные суда водоизмещением более 40 тыс. т. А таких судов в мире насчитывается свыше 300, и число их будет увеличиваться.
Конгресс США выделил 17,5 млн. долларов на изыскание района для строительства нового канала и на изучение других возникающих в связи с этим практических проблем. Президент Джонсон объявил также о намерении Соединенных Штатов искать трассу для нового канала не только в Пацаме, но и в других латиноамериканских странах.
Возникновение вопроса о строительстве нового межокеанского канала вне территории Панамы не случайно. Каждый раз, когда панамский народ требует пересмотра договора, Вашингтон грозит, что он вовсе откажется эксплуатировать канал и построит новый.

Почти три года тянулись секретные американо-панамские переговоры. Когда в 1967 г. стало известно, что новые договоры (о статусе канала, о его обороне и строительстве нового канала) не будут отличаться существенно от прежних соглашений, в стране снова поднялась волна протеста. Обстановка накалилась настолько, что президент Панамы Роблес воздержался от передачи проектов договоров в Национальное собрание на утверждение. Приближались очередные президентские выборы, которые состоялись в весьма напряженной обстановке 12 мая 1968 г. Борьба за президентское кресло развернулась между двумя кланами панамской олигархии и приняла скандальный характер. Победил Арнульфо Ариас. Но 11 октября 1968 г. Ариас был свергнут. Опираясь на массовое движение протеста, националистически настроенные военные взяли власть в свои руки. Позднее, объясняя мотивы захвата власти, командующий
Национальной гвардией (создана в 1953 г. на основе национальной полиции, насчитывает около 10 тыс. человек) генерал Омар Торрихос говорил: «Это движение возникло не стихийно, ибо ни в одной стране революционное пламя не возгорается само собой. Оно явилось результатом того, что сознание народа созрело, народ накопил опыт борьбы, после чего уже не мог допустить, чтобы им правили по-старому. Мы, военные, сделали лишь одно: почувствовав, что чаша народного терпения переполнена, мы поставили оружие национальной гвардии на службу народу».

Стало ясно: военная хунта не подпишет подготовленные в Вашингтоне проекты новых договоров о Панамском канале. Поначалу Вашингтон не хотел форсировать события. Когда же выяснилось, что Торрихос занял самостоятельную позицию и что ему дороги интересы родины, была сделана попытка избавиться от него. 15 декабря 1969 г. четыре полковника, входившие в хунту, воспользовались поездкой Торрихоса в Мексику и объявили его низложенным, обвинив в том, что он коммунист и «содействовал проникновению в правительство левых элементов». Но заговор провалился: националистически настроенные военные   поддержали Торрихоса.

ПУТЬ К ПОЛНОЙ НЕЗАВИСИМОСТИ
Прогрессивные военные круги с первых дней прихода к власти настойчиво добивались отмены кабального договора 1903 г., признания Соединенными Штатами национального суверенитета Панамы над всей территорией зоны канала, ликвидации американских военных баз, размещенных в зоне. И панамские патриоты добились немалых успехов.
В 1970 г. перешла в национальную собственность военная база США Рио-Ато. Затем из Панамы были высланы все советники «корпуса мира».
Правительство тщательно следит за соблюдением конституционных форм правления. 11 октября 1972 г. в Панаме вступила в силу новая конституция, закрепившая демократические завоевания. Согласно статье 3 конституции, территория страны не может быть никогда передана, временно ли, частично ли, другому государству (конституция 1946 г. такой статьи не содержала). На основании этой статьи правительство и народ Панамы требуют отмены договора 1903 г.

Искусственное затягивание переговоров американской стороной заставило Панаму обратиться в ООН с просьбой созвать специальное заседание Совета Безопасности. Выездная сессия Совета Безопасности ООН была создана в марте 1973 г. и нанесла ощутимый удар политике агрессивных империалистических сил. Выступая на открытии сессии, глава панамского правительства генерал Торрихос заявил: «Мы никогда не были и не будем государством-придатком, колонией или протекторатом. Мы никогда не станем еще одной звездочкой на флаге Соединенных Штатов».

Резолюция в поддержку справедливых требований панамского народа была поставлена на голосование в Совете Безопасности. За нее проголосовало большинство- 13 членов Совета. Но она не была принята: Соединенные Штаты наложили вето. Для Панамы сессия Совета Безопасности ООН явилась огромным событием. Она показала, что империализм не в состоянии подавить стремление панамского народа к свободе. Поддержка правого дела Панамы Советским Союзом, другими странами социалистического содружества, солидарность латиноамериканских государств, а также большинства стран других континентов, последовательность и настойчивость руководителей и народа Панамы приносят успехи.

В январе 1974 г. в Вашингтоне было объявлено, что в результате переговоров с представителями Панамы достигнуто соглашение о принципах, на основе которых обе стороны продолжат поиски взаимоприемлемого решения проблемы. В феврале 1974 г. была подписана «Декларация принципов». Вот ее краткое содержание:
1. Договор 1903 г. и поправки к нему будут аннулированы в результате заключения совершенно нового договора о межокеанском канале. 2. От концепции аренды на «вечные времена» решено отказаться. Новый договор, касающийся шлюзового канала, будет иметь твердо установленный срок действия. 3. Прекращение юрисдикции Соединенных Штатов над панамской территорией в соответствии с условиями этого договора произойдет немедленно. 4. Над панамской территорией, по которой проходит канал, восстанавливается юрисдикция Республики Панамы. Республика Панама в качестве территориального суверена и обладателя суверенной власти над своей территорией предоставит Соединенным Штатам Америки на протяжении срока действия нового договора о межокеанском канале и в соответствии с положениями этого договора право использовать земли, воды и воздушное пространство, которые могут потребоваться для эксплуатации, содержания в порядке, охраны и обороны канала и прохождения судов. 5. Республика Панама будет получать справедливую и пропорциональную долю доходов от эксплуатации канала на ее территории. 6. Республика Панама будет участвовать в управлении каналом в соответствии с процедурой, которая должна быть согласована в договоре. Кроме того, договор будет предусматривать, что Панама возьмет на себя всю ответственность за эксплуатацию канала после истечения срока действия нового соглашения. 7. Республика Панама вместе с Соединенными Штатами Америки примет участие в охране и обороне канала в соответствии с положениями нового договора. 8. Соединенные Штаты Америки и Республика Панама, признавая значение помощи, оказываемой межокеанским Панамским каналом международному торговому пароходству, и памятуя о том, что канал в его нынешнем виде может оказаться недостаточным для этого судоходства, согласуют в двустороннем порядке положения новых проектов в целях увеличения пропускной способности канала. Стороны согласятся на введение в зоне канала режима нейтральной территории.

Таким образом, впервые Соединенные Штаты Америки и Панама в принципе договорились положить конец юрисдикции США над Панамским каналом и его зоной. Хотя договоренность является только предварительной, это, несомненно, важный шаг на пути к окончательному решению вопроса, затянувшемуся на многие десятилетия. «Декларация принципов», разумеется, всего лишь компромисс, и тем не менее это победа па-намского народа.
Правительство Панамы, ведя с правительством США переговоры о новом статусе канала, делает ход этих переговоров достоянием широкой гласности; народы латиноамериканских стран тем самым могут оценить твердость панамского правительства, заботу его о национальных интересах. Государства Латинской Америки внимательно следят за событиями вокруг Панамского канала. Прогрессивные правительства неоднократно высказывались в поддержку Панамы, например в ходе выездной сессии Совета Безопасности ООН в 1973 г., в ряде обращений по вопросу о канале к президенту США. Актом солидарности было и выдвижение Панамы непостоянным членом Совета Безопасности ООН на 1976-1977 гг.

Лозунг «Панамский канал – панамцам» объединяет вокруг панамского правительства самые широкие круги общественности. В мае 1974 г. в поддержку этого требования выступило высшее духовенство Панамы. В сентябре 1975 г. студенты Национального университета организовали демонстрацию у посольства США, требуя ликвидации американских баз и отказа от политики затягивания переговоров о статусе канала.
В конце февраля 1976 г. Генеральный секретарь ЦК Народной партии Панамы Рубен Дарио Соуса Батиста в своей речи на XXV съезде Коммунистической партии Советского Союза говорил: «Антиимпериалистическая борьба в Панаме – это массовое движение, в ходе которого громадное большинство нашего народа, возглавляемое генералом Торрихосом, объединяет свои усилия, чтобы освободить зону канала от господства американского империализма и вернуть ее в лоно родины, добиться контроля над каналом».

В апреле 1976 г. генерал Торрихос заявил, что решение проблемы канала не терпит отлагательств. Панама предупредила Вашингтон о том, что она рассматривает 1977 г. как последний срок достижения договоренности путем переговоров, продолжающихся более 10 лет. Несговорчивость США, заявил генерал Торрихос, поставит страну перед необходимостью «искать новый подход и иную тактику».
Стремление Панамы заручиться в переговорах с США о канале поддержкой широких антиимпериалистических сил привело ее к выводу о необходимости расширения своих связей с государствами «третьего мира» и социалистическими странами.
В августе 1975 г. Панама оформила свое участие в движении неприсоединившихся стран. В интервью корреспондентам ТАСС и газеты «Известия» в связи с национальным праздником – Днем независимости Панамы (3 ноября) О. Торрихос заявил, что панамское правительство установило дипломатические отношения с Кубой и целым рядом социалистических стран Европы и что «на повестке дня – новые шаги в этом направлении, в том числе с Советским Союзом».
22 августа 1974 г. в Гаване было подписано официальное совместное панамо-кубинское заявление о восстановлении дипломатических отношений. Министр иностранных дел Панамы, выступая на пресс-конференции, охарактеризовал это решение как исторический акт, ведущий к латиноамериканскому единству. Он подчеркнул, что Панама выступает за пересмотр системы межамериканских отношений, за то, чтобы Организация Американских Государств была перестроена с учетом изменений, происходящих в мире, и отвечала бы интересам и нуждам латиноамериканских народов.

В январе 1976 г. генерал Торрихос провел пять дней с дружественным визитом в Республике Куба. Во время этого визита было подписано совместное панамо-кубинское коммюнике. Обе стороны заявили о своей решимости бороться против гонки ядерных и обычных вооружений, выступили за подписание договора о всеобщем и полном разоружении под международным контролем. В коммюнике был осуждён колониализм, неоколониализм и империализм. Правительства Панамы и Кубы призвали к объединению усилий для достижения единства ла-> тиноамериканских стран на основе равенства, суверенитета, взаимной выгоды и сотрудничества.
В прощальной речи на аэродроме О. Торрихос отметил, что Панама иными, чем Куба, путями идет к той же цели.

Антиимпериалистические тенденции в борьбе за национальное освобождение проявляются также во внутренней политике правительства, возглавляемого О. Тор-рихосом. Оно решительно укрепляет государственный сектор экономики. К середине 70-х годов доля государственного сектора в экономике страны превышает долю частного сектора в общем объеме национального производства. Созданы Государственная банановая и Государственная сахарная корпорации. Государство контролирует теперь рынок орудий производства и технических материалов, а также сбыт продовольственных товаров в целях обеспечения гарантированных разумных цен на плоды труда крестьян из «асентамьенто». Эта сфера деятельности раньше находилась в монопольном владении частного сектора.
Создаются и развиваются кооперативы и в области транспортного обслуживания. На этой основе работает уже весь столичный транспорт. Весь городской транспорт страны национализирован.

Панамское государство провозгласило свое суверенное право на все полезные ископаемые страны и на их преимущественное использование. На этой основе строится медный рудник в Серро-Колорадо. При разработке этого месторождения государство будет получать 85% прибылей.
Генерал О. Торрихос заявил на встрече с панамскими предпринимателями в мае 1976 г., что правительство ставит задачей создать в стране собственную промышленную базу. В начале 80-х годов, по заявлению Торрихоса, Панама будет иметь прочную экономику на основе сахарной и меднорудной промышленности. Сельское хозяйство получит к тому времени около 500 тыс. га новых поливных земель.
В 1972 г. правительство национализировало крупную сеьероамериканскую электроэнергетическую компанию «Фуэрса й лус», капитал которой составлял в Панаме 70 млн. долларов. В октябре 1974 г. был взят под государственный контроль филиал телеграфно-телефонной компании «Уэстерн юнион интернейшнл».

Важную победу одержала Панама и в борьбе против американской фруктовой компании «Юнайтед Брэнде», хозяйничавшей в республике в течение 70 лет. В марте 1974 г. правительства Панамы и ряда других латиноамериканских республик приняли решение повысить экспортные цены на бананы – основной продукт сельского хозяйства, продаваемый за границу. Одновременно был введен налог, равный 1 доллару за каждый ящик бананов, вывозимых иностранными монополиями. Это решение, естественно, пришлось не по вкусу «Юнайтед Брэнде», монополизировавшей экспорт латиноамериканских фруктов. В ответ на повышение налогов компания сократила объем работ на плантациях – без работы остались 15 тыс. панамцев. Филиалу «Юнайтед Брэнде» – «Чирики лэнд компани» принадлежало в Панаме 80% банановых плантаций.

Однако панамское правительство, поддержанное трудящимися, твердо стояло на своем. Вскоре «Юнайтед Брэнде», признав бесперспективность бойкота, согласилась платить налог, возобновила сбор, закупку и экспорт бананов, а также обязалась полностью рассчитаться с рабочими плантаций за вынужденный простой.
В 1975 г. между правительством Панамы и администрацией «Чирики лэнд компани» было заключено соглашение, по которому собственность компании должна перейти под государственный контроль до конца 1977 г.
В Панаме имеется немало признаков, говорящих о стремлении широких прогрессивных кругов панамского общества к созданию единого фронта. Рабочий класс добивается профсоюзного единства. Создаются основы союза между пролетариатом и крестьянством: во время упоминавшегося нами конфликта с «Юнайтед Брэнде» был создан Комитет защиты национального достоинства, в который вошли представители рабочих, крестьян, интеллигенции, студентов, военных, коммерсантов и промышленников.

Демократизация политической жизни страны проявляется также в том, что по мере развития революции все большее значение приобретают местные органы власти: в 1975 г. в стране их насчитывалось более 500 районных и 3 тыс. поселковых. Они ведут не только экономическую и социальную работу; важной функцией этих органов является разъяснение народным массам политики правительства, вовлечение крестьянства в революционный процесс. Как отмечает панамская печать, один из важнейших аспектов их пропагандистской деятельности – доведение до каждого гражданина идеи важности установления суверенитета Панамы над зоной канала.

Созданный в июне 1974 г. Национальный совет трудящихся руководит деятельностью большинства профсоюзов Панамы. В него вошли три крупнейших профсоюзных объединения страны: Национальный профцентр па-намских трудящихся, Профцентр трудящихся Панамского перешейка и Конфедерация трудящихся Панамы, а также представитель независимых профсоюзных организаций.

Народная партия Панамы, хотя ее деятельность, как и других партий, формально запрещена, сохранила свою организационную структуру. У нее прочные связи с рабочим, крестьянским и студенческим движением. Влияние партии на массы непрерывно растет. Следует особо подчеркнуть крепнущие связи Народной партии со студенческим движением, которое играет в Панаме важную роль.
В 1972 г. был проведен съезд панамских студентов, ставший настоящим международным форумом. В его работе впервые в истории страны приняли участие 36 делегаций зарубежных стран, в том числе представители
МСС, ВФДМ, представители советской, кубинской, чилийской и перуанской молодежи. Народная партия упорно добивается объединения рабочего, крестьянского, молодежного движения для борьбы за подлинное национальное освобождение.
В августе 1976 г. собрался пятый национальный конгресс молодежного движения Панамы, на котором присутствовали 150 делегатов рабочих, студентов, деятелей культуры. Конгресс призвал всех юношей и девушек к активному участию в революционном процессе.
Панамские реакционеры, опираясь на американские монополии и Пентагон, делают все, чтобы затормозить революционный процесс и свергнуть прогрессивное правительство Панамы. Копируя опыт чилийских реакционеров, они пытаются восстановить против правительства средние слои населения, мелкую буржуазию, торговцев, промышленников, лиц свободных профессий. Политические заговоры, экономический саботаж и провокации – таковы методы правых кругов. Не отказался от мысли сохранить контроль над зоной канала и Пентагон. Наиболее агрессивная часть американского сената грозит блокировать ратификацию будущего американо-панам-ского договора. В этой сложной обстановке демократические силы страны ставят своей задачей повышать бдительность и бороться за создание единого антиимпериалистического фронта.

Первый съезд панамских писателей, состоявшийся в августе 1976 г., провозгласил патриотизм и антиимпериалистическую борьбу основой сплочения панамского народа. Общественные организации страны твердо заявили о своей поддержке революционного правительства в начале 1976 г., во время конфликта с так называемыми «белохвостыми» – представителями денежной аристократии, владельцами частных компаний, стремящимися свести на нет антиимпериалистические завоевания последних лет. В сентябре 1976 г. новая вылазка реакционеров, поддержанная ультралевыми студенческими группами, встретила массовый отпор. Большинство профсоюзов, Национальная конфедерация крестьянских кооперативов, Антиимпериалистический фронт студентов, Национальный комитет в защиту суверенитета и мира и другие организации выступили против попыток создать в стране обстановку террора и хаоса, заявили о поддержке политики правительства.

«Перед лицом угрозы,- писал Генеральный секретарь ЦК Народной партии Панамы Рубен Д. Соуса,-все последовательно демократические силы страны стремятся сейчас организовать антиимпериалистический фронт борьбы, который будет поддерживать все прогрессивные мероприятия правительства, разрабатывать общую политическую линию, направленную на укрепление демократии и национальное освобождение., Этот фронт будет координировать действия народных масс и правительства как в ходе строительства нового общества, так и в ходе организации отпора реакционным заговорщикам».

Related Images:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*