Комментариев нет Опубликовано

Суздаль драгоценный камень Золотого кольца России

За внешней умиротворенностью провинциального городка скрывается история некогда великого града, ставшего одним из крупнейших центров Северо – Восточной Руси вскоре после своего основания.

Один из красивейших и древнейших городов Руси, Суздаль, стоящий на берегу реки Каменки, начал свою историю по меньшей мере в конце X в. Вопрос, связанный с возрастом Суздаля, продолжает оставаться дискуссионным. В соответствии с найденным в 2000 г «Новгородским кодексом»на текущий момент самая древняя книга на Руси, расшифровка которой еще продолжается,Суздаль упоминается в 999 г., до революции датой основания города считали время принятия христианства в 990 г., согласно работам Василия Никитича Татищева (1686 – 1750), основан Суздаль был в 982 г великим князем Киевским Владимиром Святославичем (ок. 960 – 1015), археологи эмпирически оценивают возраст города в 1300 лет.

Сохранилось также одно из первых летописных упоминаний города в Лаврентьевской летописи (именно оно и остается пока официальной датой, от которой отсчитывается возраст города): речь в тексте идет о суздальском восстании 1024 г Кстати, эта летописная запись считается самым первым из существующих летописных свидетельств о восстаниях на Руси. В 1024 г разъяренные суздальские крестьяне ополчились против зажиточной знати, завладевшей общинными землями. Восстание было успешно подавлено Ярославом Владимировичем Мудрым (978 – 1054), бывшим в это время великим князем Киевским.

Городская крепость стала возводиться в XI —XII вв., во времена княжения Владимира Мономаха (1053 – 1125). В этот же период из камня был выстроен первый собор города Успенский. Но простоял он недолго: уже в первой четверти XIII в. на его месте был возведен собор Рождества Богородицы.

В XII в., при сыне Мономаха князе Юрии Долгоруком (ок. 1090 – 1157), Суздаль обрел статус одного из важнейших и крупнейших городов Северо – Восточной Руси. Тогда он стал столицей Ростово – Суздальского княжества, образованного в X в.

Во времена монголо – татарского ига Суздаль получал статус столицы самостоятельного Суздальского княжества (в середине XIII в.) и столицы Суздальско – Нижегородского княжества (в начале XIV в.). Многих русских князей не устраивала зависимость от Московского княжества, они стремились к максимальной независимости. Это стремление и изменило судьбу Суздаля.

После присоединения в XIV столетии к Суздальскому княжеству трех городов: Нижнего Новгорода, Гороховца и Городца столицей нового Суздальско – Нижегородского княжества стал Нижний Новгород, расположенный на выгодном расстоянии от Москвы. С этого времени Суздаль стал неотвратимо утрачивать свою значимость в жизни Руси. В итоге к концу века (в 1392 г.), когда Суздальско – Нижегородское княжество распалось, Суздаль был присоединен к Московскому княжеству, чему способствовала женитьба князя московского Дмитрия Донского на дочери князя Дмитрия Константиновича, княжившего тогда в Суздальско – Нижегородском княжестве.

В начале Смутного времени (1598 – 1613) жители Суздаля были на стороне Лжедмитрия I (ум. 1606), а позже и Лжедмитрия II (ум. 1610), выдававших себя за сына Ивана Грозного царевича Дмитрия и, следовательно, за законных наследников трона. На протяжении восьми месяцев в Суздале жил князь Лисовский, один из сподвижников Лжедмитрия II, который успешно сопротивлялся московским войскам. Тем не менее именно выходец из суздальской земли князь Дмитрий Пожарский возглавил народное ополчение, спасшее российскую государственность. Ополчение выступило из Нижнего Новгорода, и одним из первых городов, что оно освободило от поляков, был Суздаль.

Шло время, и после экономического подъема в XVII в. и периода активной застройки города Суздаль снова начал приходить в упадок. В XIX в. он представлял собой печальное зрелище: захолустный город, находящийся в отдалении от основных путей сообщения, стал сильно отставать от других российских городов. Только в 1967 г на город обратили внимание. Для Суздаля был разработан генеральный план развития и было принято решение развивать здесь туризм: Суздаль получил статус города – музея.

Город – музей

За полвека Суздаль стал популярнейшим местом для тех российских и иностранных туристов, кто стремится прикоснуться к истокам русской национальной культуры. Здесь находятся свыше двухсот памятников культовой и гражданской архитектуры ХМ I —XIX вв.

Суздаль один из восьми городов, образующих туристический маршрут «Золотое кольцо России». В городе сохранилось невероятное количество церквей: над Суздалем повсюду виднеются яркие купола. В древние времена в городе сложилась своеобразная зодческая школа: при всей простоте оформления храмы и церкви города отличаются особой нарядностью. Свойственна Суздалю и ансамблевость архитектуры. Очень часто рядом с уже построенным большим нарядным храмом мог возводиться еще один, меньшего размера. Второй храм принимал прихожан в зимнее время: его небольшие помещения было намного легче протопить. Примером такого ансамбля являются «летняя» Лазаревская (1667 г.) и «зимняя» Антипиевская (1745 г.) церкви.

В историческом центре Суздаля, самой древней части города, располагается Суздальский кремль —крепость, впервые возведенная в Суздале еще при Владимире Мономахе в XI в. Семь столетий спустя пожар уничтожил все деревянные постройки ансамбля, обойдя стороной собор Рождества Богородицы, архиерейские палаты XVII в., в которых жили суздальские церковные владыки, и несколько церквей.

Собор Рождества Богородицы, один из самых известных в Суздале, появился в городе еще в XII – XIII вв. До наших дней он сохранился не в первозданном виде: в XVII в. купольная часть была перестроена, собор стал пятиглавым, да и сама форма куполов была изменена. Несмотря на это архитектура здания осталась выдержана в традиционном для Суздаля стиле. Внутреннее убранство собора, частично сохранившееся с XIII в., поражает воображение. Знаменитые «Золотые врата», созданные в 1230 г., были оформлены с помощью техники огневого золочения по черненой меди: черную поверхность врат украшают тонкие золоченые рисунки, изображающие библейские сюжеты. К сожалению, фрески XIII в., за редким исключением, не сохранились.

Уникален Суздаль еще и тем, что здесь на берегу Каменки расположился Музей деревянного зодчества и крестьянского быта. Сюда из разных сел были привезены деревянные церкви и церковные постройки XVIII —XIX вв. При взгляде на экспозицию музея, органично вписавшегося в суздальскую среду, сразу становится понятно, насколько разнообразна была традиционная деревянная архитектура того времени. Самый известный экспонат музея Преображенская церковь 1776 г., привезенная из села Козлятьево. Особую красоту ей придают купола, собранные из сотен деревянных черепичных деталей.

Во многом благодаря своей уединенности Суздаль сохранил не только церковные постройки и некоторые здания кремлевского ансамбля, но и жилые дома XVII —XVIII вв., принадлежавшие местным купцам. В одном из таких домов —Посадском доме (конец XVII в.), принадлежавшем когда – то купцу Ивану Бибанову,был воссоздан купеческий быт XVIII в. и открыт музей. В доме купца Лихонинова, в тихом уголке города, была открыта музейная гостиница, также обставленная в традициях XVIII столетия, в которой можно остановиться и почувствовать жизнь купечества Суздаля.

Related Images:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*